alp.com.ua - снаряжение для приключений

+38 (056) 767-07-04 Интернет-заказы

+38 (067) 37-88-777 пн. - сб., 9:00 - 19:00

+38 (056) 236-29-48 магазин «Восхождение»

+38 (056) 785-62-29 магазин «Коллекция приключений»

перезвоните мне

Несколько дней назад мы вернулись из путешествия по Абхазии и, конечно, спешим поделиться свежими впечатлениями об этом сказочном крае.

Выехав рано утром из Днепропетровска мы очень быстро домчались к границе на Успенке. Украинскую таможню прошли быстро, на русской, как и полагается, заполнили тонну деклараций в энном количестве экземпляров и двинулись дальше.

Еще несколько часов езды и … черные полосы горелой резины, огромные колонны машин перед участками ремонтируемой дороги, аварии, снова пробки… Россия… Ростов.

Изрядно намаявшись в пробках России добрались в Сочи. 100 км серпантина Сочи-Туапсе казались бесконечными. Еще немного и, наконец, пропускной пункт «Веселое» - русско-абхазская граница. На русской стороне традиционно – «угадайте какую бумажку запросит таможня России, но точно не такую как в прошлый раз». Проведя еще час на российской границе мы стали еще ближе к нашей цели. Абхазская граница – 3 минуты времени, упрощенный паспортный контроль, улыбка и пожелание хорошего отдыха – это она – страна души – Абхазия!

25 часов дороги - ехать дальше не было сил. На первой поляне у ручья привал до рассвета. Горный воздух, тишина и самый сладкий сон за последние сутки.

Немного отдохнув, сразу же захотелось окунуться в детство – поэтому дальше наша дорога лежала в поселок Эшера. По пути в Эшеру не могли проехать мимо одного из живописнейших мест на реке Мчышта – Чернореченского форелевого хозяйства. Оно было основано еще в 1934 году с целью воспроизводства черноморского лосося. А к концу 50-х здесь начали еще и выращивать радужную форель. Сегодня форелевое хозяйство продолжает воспроизводить лосось (20-30 тыс. штук ежегодно выпускают в реки бассейна Черного моря) и, конечно, сохранять генофонд радужной форели.

Здесь же, в отвесной скале на большой высоте мы увидели несколько ярусов вырубленных окон. В этом месте был основан монастырь (или теперь его называют «Мчыштинский пещерный замок»), в котором, наверное, в средние века жили монахи-затворники.

Дальше мы продолжили путь в наше старинное абхазское село Эшера. Лохматые бананы, грациозные пальмы, сладкий горный воздух и через два часа мы в Эшере. Конечно, отпечаток Грузино-Абхазской войны здесь свеж и очень яркий. В период войны с. Эшера находилось на лини фронта. Расстрелянные пятиэтажки с единично заселенными комнатами, заброшенные дома, заросшие сады, минимум жителей.

Проведав новых жителей дома, где когда-то проходили все наши летние каникулы, мы посетили военный санаторий, который также является одним из ярких воспоминаний детства - здесь мы смотрели мультфильмы в кинотеатре, катались на лианах в саду, бегали длинными дорожками парка санатория, ели сладкие сухарики, которыми нас угощали из окошка столовой. Известнейший санаторий Абхазии, в котором в довоенное время прогуливались генералы, а сейчас номера первого этажа главного корпуса занимают «священные животные» сегодня выглядит вот так:

Окунувшись в Черном море, и несколько часов поскитавшись по улицам Нового Афона, мы останавливаемся, как в тот момент казалось, в единственном свободном месте – у армянской пары Аршака и Аиды.

Хорошо отдохнув с дороги, мы решили посетить самые живописные места страны.

В самом центре Нового Афона между берегом моря и шоссе – Новоафонский парк. Кипарисовые аллеи, пруды, окаймленные плакучими ивами, пальмы, магнолии, бананы, олеандры.

Новоафонская пещера

Конечно же, мы не могли не посетить Новоафонскую пещеру. Огромнейшая карстовая полость объемом около 3 миллионов куб.м. Сталактиты, сталагмиты, озера, всё как в подземелье, но размеры действительно удивляют! Только экскурсионный маршрут из 9 залов занимает до 2 км.

Новый Афон находится у подножия двух гор: Апсарской и Афонской. На вершине Апсарской горы на уровне 345 м мы осмотрели цитадель древней Анакопии, предположительно построенную в IV – VI веках н.э. Римская башня около 16 м, высеченная в скале «неиссякаемая цистерна» с водой, Анакопийский храм, где в некоторых местах еще уцелели надписи на древнегреческом языке.

На выходе из цитадели юный коммерсант из Астрахани продает местных улиток:

Вдохнув средневековья, мы направились глубокими и узкими ущельями к самым жемчужинам Кавказа – озерам Рицы. Дорога на Рицу необыкновенная – в отвесных скалах, по крутым склонам пробиты карнизы и тоннели, сделаны бетонные противолавинные укрытия, а в узких теснинах сооружены мосты.

Через несколько километров Рицинской трассы, под скалой в обрамлении мрачного камня затаилось небольшое Голубое озеро.

Проехав километров семнадцать в сторону Рицы мы увидели указатель на Гегский водопад. Через мостик вела каменистая дорога. Сомнения о ее проходимости возникли сразу, но встретив возвращающиеся машины нам добавили уверенности – «медленно и аккуратно, но вы доберетесь!». Еще пара километров пути и мы решили – «обязательно доберемся, но не в этот раз. возвращаемся».

Снова спустились на Рицинскую дорогу. Еще немного, и, наконец, на высоте 950 м в пихтовом лесу долины реки Лашпсы мы смогли прогуляться крутыми берегами изумительно красивого озера Рица.

Налюбовавшись красотами Рицы, мы решили подняться выше в горы. 16 км асфальтированной дороги и мы оказались в небольшом местечке Ауадхара. Там мы нашли выходы минеральных источников. Утолив жажду местным «Боржоми» (вкус действительно очень похож) мы отправились обратно.

Возвращаясь с озер нас не покидала мысль о Гегском водопаде. Бросив машину на берегу реки, мы все-таки поднялись к водопаду с местным Данакаем на его вездеходе. На высоте около 500 метров вертикальная известняковая стена, с высоты 50 метров которой, собственно, вырывается источник и образует красивейший Гегский водопад.

На четвертый день наших прогулок Абхазией мы решительно настроились все-таки попасть к морю и поохотиться.

И ли место не рыбное или нам не везло, но ужин был без рыбы и следующей нашей целью был г. Гагра. Знаменитая колоннада, приморская аллея, царство зелени.

Прогулявшись красотами Гагры, мы пообедали недалеко от Гагры в небольшом морском поселке Цандрыпш (раньше назывался Гантиади). Вокзал поселка, как и в остальных местах страны, действующий, но не восстановлен после войны.

После Западной части Абхазии нам очень хотелось увидеть Сухумский район. Наше путешествие по Сухуму мы начали с обезьяньего питомника. Около 600 жалобных мартышечьих мордашек, немного истории от сотрудника НИИ экспериментальной патологии и мы продолжили путешествие Сухумом.

Следующим мы посетили ботанический сад. Абхазский ботсад – настоящий музей субтропической культуры. 5 гектаров и несколько тысяч видов растений.

Прогуливаясь самой древней улицей столицы Абхазии – Сухумской набережной – каждый развлекался как мог.

В день независимости Абхазии Набережная была особенно праздничной и людной. Хотя, некоторым, это было только на руку.. )))

Немного отдалившись от Сухума, мы добрались в село Каман – излюбленное место паломников. Осмотрев часовни и гробницы, мы также посетили монастырь, где хранится каменный саркофаг Златоуста.

Ну и, конечно, никто из нас не смог просто так пройти мимо реки Гумисты. Блики рыбы заманили охотников в воду, а остальные наблюдали за происходящим с мостика и тенистых уютных берегов реки.

Неудачной оказалась охота и в этот раз. Но вернувшись в Новый Афон мы поохотились на славу! На ужин – уха!

Как бы хорошо ни было в Абхазии, а за домом мы соскучились. Непрерывный дождь и шторм не оставляли возможности сомневаться. Дорога обратно, как и обычно дорога домой, казалась долгой. Час на границе, немного в пробках, 300 $ за настоящую российскую сплошную и мы дома :)

Автор: Маклакова Мария (с)