alp.com.ua - снаряжение для приключений

+38 (056) 767-07-04 Интернет-заказы

+38 (067) 37-88-777 пн. - сб., 9:00 - 19:00

+38 (056) 236-29-48 магазин «Восхождение»

+38 (056) 785-62-29 магазин «Коллекция приключений»

перезвоните мне

Идея поехать и все –таки сдюльфернуть по каскаду каньона Сотера томилась в наших головах давно, но затянувшаяся зима и прохладные погодные условия как в Днепропетровске, а по отзывам – так и в Крыму, были недостаточной мотивацией для этого мероприятия. Кроме того, в Интернете мы наткнулись на интересное видео о том, что в районе Кизил-Коба энтузиастами из «адреналин-тур.рф» прошлым летом создан первый маршрут Via-Ferrata (скальный маршрут со стационарными скобами-ступенями и страховочным тросом на протяжении всего маршрута). Комментатор из видео вещал, что при необходимости предоставляется снаряжение в аренду, а кто со своим – милости просим, включился в трос – и полез. Правда, мы не учли, что комментатор говорил о сезонном посещении аттракциона, но об этом позже. Из видео мы еще поняли, что маршрут рассчитан на всех желающих людей от 10-ти лет отроду, а планируемое время преодоления сего – 30 минут.

В этом заявлении мы увидели вызов – что это за маршрут такой, что бы его полчаса по ступеням бежать-то? Поэтому общая картина программы на выходные сложилась очень быстро: первый день – via-ferrata на Кизил-Кобе, возможно, немного скалолазания; второй день – каскад дюльферов на Сотере. И на 5 апреля было взято семь билетов на 90й поезд Днепропетровск-Симферополь.

По прибытию в Симферополь, нас постигло первое разочарование выезда – закрытый АТБ-Маркет недалеко от вокзала. Да и вообще, большинство витрин продуктовых магазинов – пустые, рыночные ряды – не до конца заполнены – сразу чувствуется, что сезон где-то рядом, но еще не наступил.

От вокзала на троллейбусе №1 мы доехали до поселка Перевальное, а оттуда – пешком, минут 40-50 двигались в сторону водопада Сууч-Хан. По тропам быстро дошли до необходимого нам места, о чем свидетельствовал вот такой информационный щит.


Бесперпятственно миновав деревянную избушку, в которой должен располагаться смотритель аттракциона, подошли под самую скалу к началу маршрута. Возможно, в ней кто-то и был, но препятствий нам никто чинить не стал: ни до, ни после посещения маршрута.

Все было почти так, как написано на щите - белым по черному: железная тропа, все необходимы сертификации, комплект снаряжения, 60 метров, 30 минут, от 10 лет, апрель-ноябрь. На календаре, как бы, уже апрель, но, тем не менее, второе разочарование нашего выезда тут как тут: оказывается, предусмотрительные «хозяева» снимают на «не сезон» страховочный трос.

Менять планы у нас не было ни желания, ни времени, поэтому принято решение влезть все-таки по этой железной тропе, просто вщелкивая самостраховки в сами ступени. Маршрут условно можно разделить на два участка: первый – вертикальный и самый интересный, и второй – более пологий, но живописный. По всей длине маршрута на разном уровне вбиты в скалу металлические скобы, с прутком толщиной, как мне показалось, не менее 10 мм. Ступени вбиты надежно, сверху проклеены еще и клеем для скальных клеевых шлямбуров. Расположение ступеней такое, что бы человек даже невысокого роста, стоя на одной из ступней смог спокойно достать до следующей, не напрягаясь и не вытягиваясь.

 В некоторых местах на первом участке подъема слева от металлической лестницы прикреплены деревянные бруски-помосты – было много догадок, зачем они тут нужны. Возможно, во время массового посещения аттракциона на этих «полочках» располагаются инструктора, для того что бы помогать перестегивать самостраховку в особо сложных местах, коих нами замечено не было.

Вид, конечно, с маршрута открывается потрясающий – водопад Сууч-хан, со всеми его перекатами и переливами, поворотами и ваннами сверху смотрится очень красиво.

После первого участка выходишь на горизонтальную полку, где осторожно, пристраховываясь за клееные кольца (через которые должен проходить трос), переходим к началу второго участка, где ждем, пока подтянется наш «хвост» и в это время немного позируем на камеру. Ну невозможно этого избежать, если в группе есть хотя бы одна девочка! А у нас их было аж четыре!

Кстати, прохождение аттракциона должно совершаться обязательно в каске, потому как на маршруте где-негде встречаются живые камни.

После подъема по второму участку, который оказался не таким увлекательным как первый и полюбовавшись окружающими красотами, по обходной тропе начали спуск к рюкзакам, которые, кстати, мы оставили прямо под стартом маршрута на камне.

Итог прохождения: 7 человек без страховочного троса, но с соблюдением всех правил безопасности преодолели первый в Украине маршрут via-ferrata за 23 минуты. Безусловно, неподготовленным посетителям после посещения данного аттракциона эмоций и впечатлений хватит на много недель вперед, а подготовленным – так, на один зуб раскусить :). Но погода установилась очень хорошая, природа вокруг – потрясающая, да и простое самоощущение своего бренного тела в Крыму не давало нам повода грустить или расстраиваться.

Кроме того, под скалолазным массивом Кизил-Коба, где, греясь на скалах, в разнообразных позах расположились скалолазы, было принято решение устроить привал и похлебать супца.

Пока мальчишки увлеченно чистили картоху и готовили зажарку, девчонки отправились покорять скальные пятерки и шестерки. Кстати, специально для этого выезда мною у Экипировочного центра «Восхождение» было временно изъято (не забыть вернуть) два страховочных устройства от Climbing Technology: большой Alpine Up и его меньший брат Click Up.

Alpine Up

Подробные технические характеристики можно посмотреть тут.

Click Up

Подробные технические характеристики можно посмотреть тут.

Страховались мы через Click Up, лезли с нижней – почти все как положено, только вот веревка-то у нас оказалась статической десяткой, пусть и мягкой. Конечно, для того что бы быстро протягивать веревку через страховочное приходилось прилагать немного усилий, но при срыве (мы не срывались, мы просто тестировали!) Click Up железно, я бы даже сказала намертво, подклинивает веревку, даже статическую. И не важно, какого веса страхуемый – 50, 60 или 90 кг – чем выше вес лезущего, тем надежнее у устройства работает этот «клик».

Отобедав и налазившись, мы собрали вещи, вывалили на трассу и переехали к следующему запланированному пункту. Изначально, планировали взойти на Северную Демерджи через поляну Ман, приспуститься в каньон, там заночевать (провести приятнейший вечер у костра под звездным небом с кружечкой вкуснейшего вина Ай-Серез), а с утра не спеша сдюльферить по каскаду Сотера, но сложилось, гм, немного не так как планировалось. Произведя в голове несложные подсчеты, мы решили, что через Южную Демерджи доберемся до необходимой нам стоянки быстрее и сэкономим на посиделки у костра часок-другой (ну какой нормальный турист на это не согласился бы?). Поэтому из троллейбуса мы вышли на остановке «Лучистое».

И тут началось интересное: наверное, каждый из нас попадал в ситуацию в походе, на выезде или во время ориентирования, когда несколько человек вот точно знают куда идти, только знания эти – отличаются друг от друга. В итоге, вместо натоптанной тропы на Южную Демерджи мы выперлись «в лоб».

Начинали подъем еще засветло, но на стоянку – большую оборудованную поляну – пришли уже с фонарями на лбах. Погода стремительно портилась: надвигался туман и поднимался ветер, и почему-то очень плохо горел костер, мы замерзли и изголодали, поэтому быстро поужинав, все полезли греться по палаткам, и о ночных посиделках у костра с вином не могло быть и речи.

Утром, вдоволь выспавшись и плотно позавтракав, мы продолжили движение по ущелью вниз в поисках первого спуска дюльфером. По дороге забежали на исток водопада Джур-Ла и ласково нарекли его «Начало Зла», так как воды в нем хоть было и не много, мы поняли, что сухими нам по каскаду не спуститься.

Продолжив движение вниз, нам пришлось познать все прелести каньонинга – не только привычного спуска и работы с веревкой, но так же скольжения по склонам на пятой точке и лазания по древесным корням вниз.

Природа Крыма, пусть и ранней весной, все же прекрасна: она, словно спящая девица, уже проснулась, но не успела причесаться - легкие набухшие лиственные почки, щебечущие птицы, зеленая трава и пробивающиеся цветы дарят чувство неимоверного восторга.

Мы подошли к первому спуску – мокрому и самому скользкому. «Сухим из воды» удалось выйти только Серёге – сразу видно, кто из нас самый «бывалый». Остальные же благополучно промокли: кто больше, кто меньше, но вот нашему оператору повезло меньше всех – его нарочно попросили залезть под струю для получения таких ценных кадров.

Склоны справа и слева от водопада безнадежно скользкие и сырые, так что как ни прыгай ноги разъезжаются, и маятником левую сторону тебя уносит под воду.

Никогда раньше мое желание «прилипнуть» к скале не было таким сильным – перспектива проходить часть оставшегося пути мокрой – не прельщала.

Кстати, по поводу длины веревок: мы использовали две статики длиной 30 м и 46 м, но на всех спусках хватит и пары веревок по 30 метров. Все участники спускались по жестко закрепленным одинарным перилам, но со страховкой, а последний – на сдвоенной и Alpine Up-е.

Все крепления происходили на деревьях, с помощью петель, которые мы с собой предусмотрительно захватили.

Когда мы почти закончили второй спуск, заметили, что на верхнем ярусе за нами компания из 3-5 человек (а может и больше) готовят веревки к навеске, что лишний раз свидетельствует о нарастающей популярности этого места.

На большой версии фотографии точно на верхнем ярусе точно виден силуэт :)

Следующие спуски – одни за другими, преодолевались сухо и беспрепятственно – двигаться параллельно с водой, а не в ней было само удовольствие. Темп мы немного нарастили – поняли, что можем быть не только догнанными ребятами сверху, но и опоздать на поезд, но наши опасения не подтвердились ни в первом , ни во втором случае – больше ребят мы не видели, и на поезд успели.

В итоге мы завесили 7 дюльферов, хотя по уверению некоторых наших участников на этом каскаде возможно завесить до 20-ти спусков. Такой необходимости мы не видели, так как качество покрова позволяло по тропам обходить некоторые неинтересные для нас участки спусков.

Спустившись на «центровую» поляну каньона – максимальную точку, куда можно дойти снизу – мы увидели интересное объявление.

Текст на большом объявлении, написанным человеческой рукой, гласит:

«Товарищи туристы! В окрестностях данной стоянки орудует наглая лиса, которая мешает спать, ворует продукты и портит снаряжение. Будьте бдительны, коллеги!» И подпись.

А выше, уже корявой звериной лапой накалякано: «Товарищи лисы! По нашим тропам ходят наглые туристы, которые мешают нам спать, жрут консервы и гадят в норки. При встрече призываем вас мешать им спать, воровать продукты и портить снаряжение! Единый комитет лис долины реки Алаки :)».

Стоит ли говорить, что с хорошим настроением мы двинулись вниз, но вопреки всем нашим ожиданиям лис мы так и не встретили. Зато встретили других, не менее интересных «экземпляров» - двоих горе-туристов, которые с раскрасневшимися лицами (помидоры в супермаркете не такие красные) поднимались по тропе вверх. Они задорно поздоровались с нами и продолжили подъем, а мы убежали вниз к трассе. Уже дома в интернете мы прочли, что эти двое – стали героями ночных спасработ Алуштинского КСО, подробности которого можно узнать по ссылке: www.kss.crimea.ua/spas/60-spasraboty-dzhurla-07-08042013.html.

По дороге мы еще забежали на так называемую памятку «Каменные грибы», которые по уверению наблюдателей, растут каждый год.

Вывалив на трассу, мы с трудом нашли машину за приемлемую цену, что бы добраться до Алушты, ведь все рейсовые автобусы идут загруженные и не останавливаются.

На этой фотографии хорошо просматривается место, куда мы забрались в субботу вечером (отроги Южной Демерджи) и откуда начали спуск в воскресение утром (правее, ложбинка - скальный выступ каньона между деревьями).

Кстати, о работе страховочного снаряжения хотелось бы сказать пару слов.

Alpine Up и Click Up работают надежно, на всех спусках – держат крепко, я бы сказала почти намертво – на мокрой статике мне с трудом удавалось обеспечить себе комфортный спуск с мягким протравливанием веревки – что бы создать рычаг приходилось прилагать немало женских усилий. Но после второго спуска я перевернула Click Up «неправильно» и устройство заработало как привычный «стакан» без подклинивания, и я стала получать настоящее удовольствие :).

Аналогичная ситуация и с Alpine Up: комфортный спуск по статике – только через отверстие для динамической страховки. Не даром производитель придумал эти «железячки» для динамической веревки.

А вобщем – всё супер! Мы уже придумали программу на следующие выходные с не менее увлекательными спусками на Мисхорских гротах :)

Автор: Кичатая Юля
Подготовлено для ЭЦ "Восхождение"

%MCEPASTEBIN%