Напряженный рабочий график в этом году не позволил совершить ни одного восхождения, зато я нашла достаточно времени для дайв-путешествий! В сентябре я открыла для себя еще один островок счастья – Кипр. Для начала осени - Кипр показался мне отличным местом для комфортного еще летнего отдыха, дайвинга и развлечений. И я не ошиблась :)

 

    фото: Роберт Томас Пиетрас, «Подводный мир»

 

На острове я выбрала небольшой городок Айя-Напа и остановилась в уютном пляжном отеле Лиманаки Бич.

 

 

Айя-Напа входит в район Фамагусты, большая часть которого оккупирована турками, но юг района Фамагусты находится на греческой территории – это прекрасное место для любого вида отдыха, здесь каждый сможет найти себе развлечение по душе.

 

 

Айя-Напа – главный молодежный курорт острова, который славится своей активной жизнью. Этот городок на Кипре считается «местной Ибицей». В выходные сюда съезжается молодежь со всего острова, чтобы в полной мере насладиться клубной жизнью Кипра.

 

Limanaki beach hotel - небольшой и по-своему уютный отель. Золотой песчаный пляж, отличный ресторан, развлечения, магазины и своя особенная атмосфера.

 

 

Но главная особенность этого острова совсем не в этом. Здесь, более 20 лет назад затонул огромных паром Зенобия, который сейчас и является главной достопримечательностью острова для дайверов.

 

Несмотря на то, что я остановилась в Айя-Напе, погружаться на Зенобию я планировала по рекомендациям друзей с дайв-центром «Dive in» в Ларнаке. Но однажды, прогуливаясь уютными улочками Айя-Напы, я заглянула в дайв-клуб «Подводный мир». На пороге меня встретил вежливый польский инструктор, который рассказал мне обо всем, что я хотела услышать. Добрые глаза и заметно строгий характер Роберта не оставили мне выбора – погружаюсь с «Подводным миром».

 

    фото: Роберт Томас Пиетрас, «Подводный мир»

 

Следующие дни на Кипре превратились в ожидание погружений на Зенобию.

Перед Зенобией мы совершили несколько погружений в окрестностях Айя-Напы.

 

 

Дайвинг в Каньон на мысе Греко и Часовню – открыли мой кипрский сезон альп-дайвинга. Да-да, именно альп-дайвинга, потому как чтобы добраться к месту погружения на мысе Греко - нужно пройти крутой такой скалистый участочек во всей экипировке. Но это мелочи, хорошая физическая подготовка и навыки альпинизма позволят превратить это скалолазание в удовольствие :)

 

   фото: Роберт Томас Пиетрас, «Подводный мир»

 

Мыс Греко – красивый, нетронутый цивилизацией уголок природы. В причудливых скалистых стенках каньона можно было рассмотреть притаившихся морских обитателей, а на песчаном дне частенько встречались звезды и скаты, в толще любопытно сопровождали рыбы-флейты.

 

Надводная часть сайта также впечатляет. Более того, Мыс Греко – это единственное место в Айа-Напе, где можно поскалолазить. К сожалению, о наличии скалолазных маршрутов здесь я узнала поздно, поэтому об их сложности и разнообразии ничего сказать не могу. Но они точно есть! А это значит, что в следующий раз дайвинг обязательно нужно разнообразить скалолазанием.

 

Недалеко от Каньона расположен дайв-сайт «Часовня» (Chapel). Место получило название благодаря размещенной на его территории небольшой часовни Agois Anargiri, покровителя рыбаков.

Для погружений на этом сайте также нужно немного пройтись.

 

    фото: Роберт Томас Пиетрас, «Подводный мир»

 

Южное побережье Кипра известно большим количеством дайв-сайтов, но абсолютным лидером является, конечно, рэк Зенобия. Впечатления от погружений превзошли даже мои самые смелые ожидания.

 

Огромный затонувший паром длиной 172 метра и шириной 23,4 метра часто называют Титаником Средиземноморья не только из-за его размеров, но и потому, что как и Титаник, Зенобия затонула в свой первый рейс. Правда в отличие от Титаника – команду Зенобии успели эвакуировать и кораблекрушение обошлось без жертв.

 

 

Шведский паром «Зенобия», названный именем пальмирской царицы Зенобии , держал путь из Греции в Сирию.

 

Через некоторое время после выхода паром стал крениться на левый бок из-за проблем бортового компьютера, отвечающего за распределение воды в балластных отсеках. Неполадка была устранена, паром продолжил путь, но в порту Ларнаки проблема возобновилась. Многотонные грузовики сместились и еще больше усилили крен корабля. Изменить положение не удалось, ко всему еще и система автоматики начала заполнять часть трюмов водой. Когда крен достиг 45 градусов весь экипаж Зенобии был эвакуирован, а сам паром, дабы не блокировать работу порта Ларнаки, отбуксировали подальше от берега. 7 июня 1980 года со всем своим грузом на борту (а это 108 сорока тонных грузовиков!) Зенобия медленно ушла на дно.

 

   фото: Роберт Томас Пиетрас, «Подводный мир»

 

Неполадки в работе бортовых компьютеров – это официальная версия гибели корабля. Существуют также и другие версии крушения. Одна из них – умышленное затопление судна с целью получения страховки. Многие считают именно эту версию более реальной, ведь стоимость груза Зенобии, который теперь покоится на дне бухты, превышала 200 млн евро.

Какая из версий является настоящей мы, конечно, можем только предполагать, но от самих киприотов чаще всего я слышала версию о неисправности бортовых компьютеров.

 

Корабль Зенобия находится на доступных рекреационных глубинах - Правый борт парома расположен в 16-18 метрах от поверхности, винты – на 27-36 метрах, а дно под левым бортом уже на 42.

 

 

Видимость была не идеальная, поэтому масштабы рэка для меня оценить было сложно, но даже отдельные элементы поражают – капитанский мостик, уходящий в глубину, огромные винты, свисающие с парома грузовики, разнообразные трюмы и отсеки. Этот рэк, действительно, по праву входит в десятку лучших рэков мира. Чтобы исследовать внутренности парома и детально осмотреть этот затонувший объект и дно вокруг него, где разбросана часть грузовиков и другого груза – нужно совершить не менее десятка погружений.

 

Со временем Зенобия превратилась в огромный искусственный риф, населенный большим количеством морских обитателей.

Местные утверждают, что в хорошую погоду Зенобию видно даже с самолета.

 

На Кипре мне удалось заглянуть еще в несколько городов - Протарас, Ларнаку и Лимассол. Каждое место по-своему интересно, но я по-прежнему, влюблена в уютную Айя-Напу.

 

Кипр перенес меня в другую реальность, зацепил своей неповторимостью и, главное, я здесь встретила прекрасных людей, которым очень благодарна за внимание и время, проведенное вместе. Отдельная благодарность Роберту Томасу Пиетрасу за увлекательную теорию по дайвингу, Андрею Прокопенкову за комфортные погружения, и Елене Виноградовой за организацию отличного дайв-центра «Подводный мир» на острове Кипр. Рекомендую! "Коллекции приключений" г. Днепропетровск традиционный респект за снаряжение!

 

    фото: «Подводный мир»

 

 

Кипр – это еще один островок, куда мне очень хочется вернуться. Тем более, что на острове есть еще множество дайв-сайтов и интересных мест, которые обязательно нужно посетить в следующий раз.

 

 

Всем желаю ярких путешествий и комфортных погружений!

 

 

Мария Маклакова,

 

специально для Alp.com.ua