Яйца судьбы опять качнулись перед нашим носом, и от грандиозных планов по покорению Хамар-Дабана остались только билеты в Иркутск на руках, полторы недели на раздумья, и вечное шило в жопе. Пол бутылки на раздумья, и вот уже созрел план байдарочного похода по Байкалу!

@

Проведя вечер в гостеприимной Москве, ночь в самолете, а утро в Иркутском супермаркете, закупив еды, как минимум на месяц жесткой автономки, мы, полу-трезвые, полу-живые выгружаемся из машины на переполненом туристами Каменном пляже в Листвянке. Сильный северный ветер поднимает воистину морские волны, но мы, как слесарь Полесов из «12 стульев» со своим мотоциклом, не обращая ни на кого внимания, собираем байдарку. К окончанию сборки Байкал разогнал волну до атлантической.

Мутная бурая вода силится смыть нас с узкой галечной полоски пляжа. Подобрав под себя ноги, сидим, ждем у моря погоды. Солнце зашло за горы, собрав волю в кулак, мы принимаем решение ночевать здесь. Нужно только перегнать лодку метров на 500 в конец пляжа. Ну, вобщем, я смог.

@

Вода - просто расплавленное олово, матово-белое, медленно волнующееся, от берега до берега. Сзади горы-берега сходятся почти вплотную, зажимая водную гладь Байкала в крохотный отрезок, который, наверное, является верхней гранью водопада, которым Озеро низвергается в бездну привычного нам мира. Впереди не стена, шар тумана, диаметром в пол ширины Байкала. Все наши усилия не позволяют приблизиться к нему ни на метр, но вдруг, очень внезапно, мы отказываемся в середине этого шара. Олово водной глади ещё плавнее колышет свои валы, в воздухе, в нескольких дециметрах от себя ты можешь различить радужные молекулы воды, в пяти метрах от тебя мир просто перестает существовать. До (ближайшего) берега сотня метров, но уже через полчаса ты не уверен, это знание или вера. Единственный ориентир в этом туманном вакууме - солнечный диск, размером с полнеба, впаяй его себе в правый глаз, и рано или поздно ты достигнешь берега.

Берег материализовался перед лодкой так внезапно, что мы еле успели избежать крушения. Вытаскиваем лодку на берег, и решаем искупаться ни то в олове, ни то в тумане. Снимаем с себя спасжилеты, гидрокостюмы, пла...

- трусы ваши не снимайте, пожалуйста!

В тумане прорисовываются ярко накрашенные губы, к ним, как водится, девушка, за ней ещё одна. Слово за слово, секса не было.

@

Я учусь быть Таней, я учусь каждый вечер возвращаться домой... (С) Гребенщиков.

Я учусь ничего не делать. Сильный встречный ветер держит нас на берегу. Мы гуляем в горы и вдоль берега, но в общем- это праздное безделье. Хотя это и в сравнение не идет с отсидками в горах, на высоте... Там ты целый день ждешь погоды ворочаясь в спальнике, здесь же приволье!

Мне нужно научиться ничего не делать. Ни-че-го :)

@

Как обычно, мечта реализовалась, но в искаженном виде. Ветер опять держит нас на берегу. Неторопливое утро, кофе с коньяком, солнышко и плеск волн... Совершенно некуда спешить. Столько времени для секса! Ни об этом ли я мечтал? Но пойти особо не куда, вода холодная, а главное – из живых рядом только бородатый мужик! :D Когда ж я научусь мечтать правильно!

@

Здесь просто невероятное ночное небо! Мне кажется, я такого и не видел нигде! Паразитного света нет - только где-то далеко, на другом берегу, видны огоньки деревни или городка. Млечный путь прямо над головой, луны нет вообще, все звезды видны необычайно отчетливо. Просто астрономический восторг!

@

Эта глава называется «Подвиг матроса».

Встречный ветер, волны. Если я проведу на этом берегу ещё хотя бы полдня, то я почувствую себя настоящим Робинзоном Крузо. Охарактеризуйте его одним словом от первого лица!

Это будет слово "безысходность".

<...>

- Бросай веревку, я отваливаю от берега!

Тяжело груженная лодка, с одним гребцом на носу пытается резать волну и бороться с ветром, порой, скатываясь с одной волны в другую, гребец уходит в воду по грудь, брызги перелетают через его голову. Это я, и все мои силы уходят не столько на греблю, сколько на рулежку - волна и ветер крутят байдарку с задраной кормой, как юлу. Волна регулярно перекатывает деку, словно это не байдарка, а дредноуд, но мы должны сдвинуться с места, иначе Байкал задержит нас на нашей стоянке навсегда.

Иван идет по каменистому берегу, спотыкаясь и ковыляя, и постепенно я ухожу вперед. Километра через 3-4 мы все-таки воссоединяемся и дальше боремся с вдруг усилившимся ветром вдвоем.

Мы прошли менее 10 км. Мы совершили свой подвиг. Завтра Байкал должен быть милостив к нам.

@

Вечер сниспослал нам штиль и комаров.

Утро встретило нас ровным встречным ветром.

Упираясь изо всех сил, мы наконец-то дошли до Голоустного, ветер на столько усилился, что наша высадка на берег больше напоминала крушение. Волна ударила в лодку, лодка сбила нас с ног, мы выкидывали мокрые гермы, и волны живописно раскидывали их по берегу.

Голый участок суши шириной в 200 метров между озером и болотом - вот и вся наша романтика на этот вечер.

@

Ходили в село - покушать ухи и купить водки. Ветер такой сильный, что даже идти против него тяжело. О выходе на воду и не думаем. Укрыли палатку за холмиком, загородили от ветра байдаркой, а ее так дергает и прогибает к земле, что есть все шансы остаться без тряпки над головой.

@

Больше часа шли вдоль скалистого берега, к которому невозможно пристать. Вдруг обнаружили небольшую, очень уютную бухточку с крохотный пляжем длиной метров сорок и глубиной двадцать. Крутой берег, обрамляющий пляж, не позволяет на него взобраться, но место под палатку достаточно, есть даже дрова - палки, выброшенные водой на берег, так что варим суп :)

Рыбы по-прежнему нет, хоть места уж совсем дикие…

@

Сегодня первый день, когда я почти не думал о сексе. Я совсем чуть-чуть подумал о работе, а остальное время думал о своих будущих путешествиях. И о сексе в них. Ха-ха, т.е. опять думал о сексе, но разочаровавшись получить его в настоящем, и перебрав весь прошлый, я ушёл в будущее! Я это только сейчас понял, записав...

Вот уже несколько дней я не пишу про ветер. Просто он попутный :) Сегодня мы сделали наш рекорд около 30 км. За время непогоды мы безнадежно отстали от графика. Мы ночуем под Бугульдейкой, Иван поймал какую-то связь, впервые после Листвянки.

Здесь вообще много муравьев. Но на этой стоянке их столько, что пишу это, сидя с ногами на высоком столе. Так, наверное, выглядит рижское взморье - песчаный берег, сосны, сбегающие практически вплотную к воде, небольшие прозрачные волны... И миллионы муравьев, мух, комаров!!!

@

И еще раз - какое же здесь красивое место! Это воплощение одной из моих фантазий, я узнал. Но насекомые... Эх, опять я не все учел... :(

@

"Хитрость лисы это на 50% глупость курицы". Вот так и красота Ольхона воспета во многом благодаря безликости окружающих мест. Казантип, Опук, только гораздо масштабнее в размерах, но при том сохранив то же количество "обаяния", которое теперь приходится размазывать на гораздо большие площади.

Вобщем, мы на Ольхоне. Из Бугульдейки мы добрались до переправы на машине, опять собрали байдарку, и перегребли на Ольхон. Дикое, безлюдое место. Вместо муравьев тут дивные мотыльки с усами вдвое длиннее их тела, облепили нас полностью.

Палатку поставили на самом берегу (А другого места на этом участке огромного острова и нет, площадку под палатку пришлось строить из камней и песка), волны плещут, аж голова штормит. Выпили водки, как обычно, а грустно мне! Заебала меня эта дальневосточная пастораль.

Я так понимаю, что мои животные приоритеты сместились от поисковых инстиктов к инстиктам размножения. Я по(стар)(взросл)ел. Нет, я не хочу детей, семьи и всего такого, все гораздо проще. Секса хочу! Весло не удовлетворяет.

@

Нет, нет, я не прав, здесь есть своеобразная красота. Просто нужно поймать ее ритм. У нее ритм бурятского варгана, а мы привыкли к ритму испанской гитары.

Солнце второй день никак не пробьется сквозь дымку, вдобавок сегодня полный штиль. По исключительно прозрачной воде идём под крутыми скалами острова Ольхон. Красиво. Но затянуто, как фильм Тарковского. Восточные люди набрались неспешности у своей природы...

@

Может до моржа мне ещё далеко, но в нерпы меня точно можно записывать. Заплыв на двадцать метров, обратно, и на последних взмахах ощущение такое, будто вода горит на тебе, как спирт. Если есть солнце, то все в кайф. А если нет... То запишите меня в вонючки.

@

Перешли через Малое Море с острова на берег. Погода благоприятствовала - полный штиль.

Солнце уже третий день не может проклюнуться сквозь дымку, ощущение противное - как будто воздуха не хватает. И мухи облепили. Фу!

@

Это место, в котором ничего не происходит. Солнце висит в своем туманном коконе, волны плещут, чайки орут не переставая. Унылые берега застроены уродливыми домиками из подручных материалов - это турбазы.

По сравнению с ними наша Орловщина - просто Монте-Карло! Но зато здесь берут ценами. Литр сока Rich - больше 100 грн. на наши деньги. Не искушенные сибиряки наслаждаются своей "жемчужиной", оставляя на берегу горы мусора. Время здесь на столько остановилось, что я слышал из динамиков песню "У солдата выходной"! Кто-нибудь вообще помнит эту песню? Я пел ее в пионерлагере в 1982 году!!!

Это мы остановились на "освоеных" берегах, по плану завтра уже финиш.

Мы просто сидим, и ждем, когда зайдет солнце, чтоб можно было идти в палатку пытаться заснуть.

@

Что ж, я посмотрел Байкал... Я пил Байкал, купался в Байкале, ходил по Байкалу, мылся в Байкале, любовался Байкалом, боролся с Байкалом, боялся Байкала.

Все эти две недели моя жизнь была всего лишь эхом волн Байкала, отражением света от его водной глади.

На Байкале Байкал всеобъемлющ и полноправен, он определяет здесь все, начиная от климата, и заканчивая образом жизни.

Мне понравилось, но я не в восторге. Навряд-ли захочу вернуться сюда ещё раз.

@

Байкал пахнет свежестью. Свежесть - это свежеразрезанный прохладный арбуз. А я пахну рыбой, хоть ее в Байкале нет, я пахну резиной, потом, прокисшими шмотками, дымом костра и чесноком. "Ферри" пролился на гигиенические салфетки, и теперь интимные места пахнут интимными местами, ферри, и салфетками. Мое тело покрыто зудящими следами от укусов комаров, муравьев, и прочей нечисти, а так же россыпями прыщей, взращёнными мокрым гидрокостюмом. У меня давным-давно не было секса, а руки так устали от весла, что сам себе я уже и не помогу. Пора возвращаться домой.

@

Горячее марево, в котором три дня купалось солнце, упало на землю холодным туманом. Сначала на Ольхон, а уж с него плотная стена пошла на нас. Вот скрылись берега, а вот туман уж создает вокруг нас виртуальную реальность - мнимые черные горы, и просветы между ними. Не веря ничему, кроме солнца, идем вперед.

Густой черный туман поглощает нас, и оказывается, что в нем нет ничего. Он подавил не только волны, но даже и мелкую рябь, подавил ветер, и крики неугомонных чаек. С большим трудом можно угадать солнце, и это наш единственный ориентир в широком заливе. Горизонт не приблизился к нам до десяти метров, как это бывает в тумане, он исчез вовсе. Я вижу, что лодка идет по воде, но в воде отражается темно-серый туман, и уже через пару метров не понятно, что это - туман или вода. Жидкость и газ потеряли разделяющую их поверхность, и лодка стала космическим кораблем, летящий в плотном сером пространстве. От потери всех ориентиров в пространстве на мгновение кружится голова, но я пилот этого корабля, мне нельзя расслабляться. Телефон с картой далеко убран в герметичное место, я вспоминаю очертания сильно изрезанного берега, и ориентируюсь на едва видимое солнце. Более получаса движемся в этом космосе, и тут впереди прорисовывается мыс. Я вышел на него невероятно точно, если б такое показали в кино, я б посмеялся - в жизни так не бывает. А вот оказалось бывает, со мной случилось!!! Теперь вспоминаю конфигурацию второй бухты, прикидываю расположение следующего мыса, фиксирую курс относительно солнца... Опять взмахи веслами в космосе в течение неопределенность времени, и я снова вижу мыс! На этот раз точность ниже, но и туман стал менее плотным, позволил разглядеть, значит все отлично. Третью бухту я помню хуже, но туман дает мне подсказки, иногда вдруг приоткрывая скалы.

Вот он, наш финишный пляж.

Вчера я попрощался с Байкалом, а сегодня он подарил мне совершенно дивные ощущения космоса и невесомости, а так же успешный опыт пространственной навигации. Я восхищен природным феноменом, и горд собой.

@

Эти заметки я делал по ходу, поэтому, возможно, в них не хватает связности, но невыразительный текст я дополнил красочными фотографиями, зачастую без привязки к тексту, так что будем считать, что художественная составляющая восстановлена. Из общих наблюдений могу отметить полное отсутствие рыбы в воде и живности на суше. Да и людей за пределами туристически значимых мест не встретишь. Зато над пустынными ландшафтами господствуют немаленькие кресты, в намоленных местах оставлены россыпи мелочи. Такое впечатление, что русские пытаются как-то пометить эту землю, оставить что-то, чтоб вернуться. Потому, что в таком упадке эти обширные территории под боком у китайцев пустыми долго не останутся… Китайские туристы численностью уже превысили российских. Хотя сами китайцы пока не спешат вкладывать деньги в эту землю. Видать, ждут референдума…