Счастье – это когда тебе ничего не нужно в данный момент, кроме того, что уже есть. (с)

 

Именно так я себя чувствовала всю неделю нашего незабываемого дайв-сафари. И действительно, если абстрагироваться от эмоций, остановиться и подумать – дополнить это мероприятие на самом деле нечем. Сафари по Красному морю на первоклассном современном судне включает в себя все, что только может душа пожелать.

Стоит отметить, конечно, что выбор яхты и маршрута играли немаловажную роль. Наша Scuba Scene и Север моря были по-настоящему классными! Scuba Scene – великолепная сафарийная лодка, в которой сочетаются все достоинства как комфортабельного круизного лайнера с очень уютными каютами, прекрасным рестораном и зонами отдыха, так и функционального для проведения погружений судна.

Поварам судна Scuba Scene отдельный респект:

Безупречный сервис, профессиональные дайв-гиды, интересный маршрут и дружная команда из 26-ти истинных дайверов – вот в чем секрет настоящего дайв-сафари!

Наш маршрут по Северу Красного моря включал в себя ровно 20 разнообразных погружений. Удивительные вертикальные рифовые стены просто поразили буйством жизни: мурены, скорпены, каракатицы, наполеоны, черепахи и даже удалось встретить самых «тусовых» морских обитателей – дельфинов!

Новичков порадовали мелководные коралловые сады, а искушенным дайверам были интересны погружения на самые зрелищные рэки – легендарный Тисельгорм, Ghiannis D, Данреван и Розалимюллер.

 

Наш насыщенный маршрут выглядел так:

 

день 1: Шааб Алам (Shaab Alarm), рэк Джанис Ди (Giannis D), Бикон Рок (Beacon Rock) «night dive»

 

День 2: Шарк и Иоланда (Shark Youlanda), Джекфиш аллей (Jackfish Ally), Данреван (Dunraven), Альтернативс (Alternatives) «night dive»

 

День 3: Томас Риф (Thomas Reef), Вуд хаус риф (Wood Hous Reef), Тистельгорм (S.S. Thistelgorm) «night dive»

 

День 4: два погружения на S.S. Thistelgorm, Блаф поинт (Bluff point), Global parg «night dive»

 

День 5: Розали Мюллер (Rosalie Moller), Шааб Абу Нухас (Shaab Abu Nuhas), Сиюл Кебер (Siyul Keber), Siyul Keber «night dive»

 

День 6: два погружения на Умм Гамар (Umm Gammar)

Первый утренний чек-дайв мы совершили на Shaab Alarm, после чего сразу же отправились на известное «кладбище кораблей» Абу Нухас (Abu Nuhas). Здесь начиная с середины XIX века затонуло целых четыре корабля: Chrisonla K, Ghiannis D, Carnatic, и Kimon M.

Джанис Ди был первым рэком в нашей программе и один из самых запоминающихся для меня.

 

На рифе Абу Нухас рэк Джанис Ди самый популярный. Он сохранился лучше остальных, затонувших здесь кораблей. В 1983 году это греческое судно шло с грузом древесины из Хорватии в Саудовскую Аравию. В проливе Губал корабль напоролся на коралловый риф и затонул. Однако команде удалось спастись, судно затонуло не сразу. Всех членов экипажа подобрал проходящий мимо египетский корабль.

Носовая часть рэка и корма практически нетронуты, судно расколото на три части, но сильно разрушено только в центре. Кормовая часть с рубкой и моторным отсеком наиболее интересное место этого рэка. Можно легко проникнуть внутрь и полюбоваться как интересно проникают лучи света через иллюминаторы, а в уголках суетятся стаи стеклянных рыбок.

Вообще, из двух десятков погружений на Севере мне запомнились меньше половины. Не потому, что остальные были скучными или не интересными, наоборот – десятка сайтов меня настолько впечатлила, что остальные дайвы я просто уже не помню. Самые яркие погружения оказались на Shark Youlanda, Jack fish Ally, Dunraven, манящий и незабываемый Thomas каньон, Wood Hous Reef, конечно же Thistelgorm и один из моих самых любимых – Bluff point.

 

Возможно кажется удивительным, что Блаф поинт меня чем-то впечатлил. На самом деле это обыкновенный коралловый склон с остатками небольшого затонувшего судна. Но такого количества живности, разнообразия кораллов, полного отсутствия течения и какой-то своей индивидуальности я не встретила больше ни на одном из сайтов. Очень комфортный дайв-сайт, на мой взгляд один из самых ярких на Севере.

Томас каньон или Thomas Reef – потрясающе красивое место. Несмотря на то, что арки каньона доступны только техническим дайверам – с рекреационных глубин каньон выглядит не менее волнующим.

Пропустив группу технарей в расщелину каньона – с 30-35 метров можно увидеть как пузырьки воздуха стремятся вверх со всех стенок и щелей каньона. Эта романтика, кстати, очень напоминает Дахабский каньон, где можно наблюдать такой же подводный «гейзер». Томас каньон на Северном маршруте просто «must have» для каждого дайвера. Уникальное, удивительное и романтичное место.

Рифы Шарк и Йоланда (Shark & Yolanda Reefs)

Shark Yolanda – еще один сайт, который я бы хотела отметить. Популярное место, два рифа, расположенные рядом друг с другом, находятся у мыса заповедника Рас Мухаммед.

Шарк риф - вертикальная стена, спускающая на глубину в несколько сотен метров, усыпана красивейшими огромными коралловыми наростами. Ко второму рифу – Йоланда, добраться очень легко – нужно просто прокатиться по течению. Этот риф назван в честь потерпевшего здесь кораблекрушение судна. В 1981 году во время шторма корабль налетел на мель и затонул. Судно улетело в бездну и недоступно для рекреационных погружений, но груз корабля – груды сантехники, ванн, унитазов, раковин - разбросаны по всему склону и стали домом для множества морских обитателей.

Из рэков самыми запоминающимися оказались легендарный Тистельгорм и Данревен.

 

Dunraven – красивый рэк, в котором легко проникнуть в трюмы. Отсутствие течения позволило совершить очень комфортное погружение. Корабль получил несколько пробоин в результате столкновения с рифом, поэтому внутренняя часть корпуса доступна к просмотру.

Проникнуть внутрь удобнее всего с кормы.

 

Самый впечатляющий рэк Севера – это Тистлегорм. Конечно, из-за популярности у этого места есть свои недостатки – концентрация дайверов на этом рэке напоминает час пик в столичном метрополитене, а остановки безопасности из-за сильного течения приходится проводить скучая на тросе. Но все это мелочи по сравнению с теми впечатлениями, которые оставляет в памяти этот легендарный корабль.

Интересно, что название судна SS Thislegorm перводится как - пароход «Синий чертополох» (буквы SS обозначают steam ship или пароход, приставка Thistle "чертополох", национальный цветок Шотландии и эмблема пароходства). Всего в сериии Thistle было 18 судов. Каждому суду было присвоено название Thistle с суффиксом, определяющим определенную разновидность чертополоха. Thistledhu - "Черный чертополох", Thistleroy - "Красный чертополох"

Thistlegorm - "Синий чертополох".

В свой последний рейс Тисель был задействован в в секретной операции под кодовым названием "Крестовый поход» и должен был доставить военный груз из Англии на Север Африки для британской армии – боеприпасы, автомобили, мотоциклы, военное снаряжение, три танка, два паровоза и другой груз, необходимый для обеспечения военных действий.

 

Тистлегорм бросил якорь рядом с рифом Шааб Али, ожидая прохода в канал, где его совершенно случайно заметили немецкие бомбардировщики, возвращавшиеся с безуспешных поисков другого судна. 6 октября 1941 года в 0:35 Тисель был атакован и поражен двумя бомбами, которые попали в склад с боеприпасами. Взрыв был настолько силен, что стоявшие на палубе локомотивы подбросило в воздух, и они, отлетев на расстояние 30 метров, затонули. Само судно разорвало на две части.

 

Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.

 

Впервые Тистлегорм был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо.

 

На палубе бросаются в глаза две смятые давлением железнодорожные цистерны. За погрузочными люками находятся капитанский мостик и его каюта - одно из самых популярных мест на рэке.

Средняя часть судна разрушена взрывом полностью. На дне между носом и кормой, на глубине 27 метров, можно увидеть остатки военной амуниции и бомб, а так же два британских танка. Один из них перевернут, другой лежит на боку, в остальном они неплохо сохранились. Неподалеку отсюда, с левой стороны от корабля на песчаном дне покоится один из локомотивов.

 

Кормовая часть интересна сохранившимся зенитным орудием. Ниже, на глубине 30 метров, лежит корабельный винт.

 

Внутри корабля прекрасно сохранились мотоциклы,внедорожники, грузовики, электрогенераторы, оружейные ящики, сапоги, автомобильные покрышки, запчасти к самолетам и многое другое.

 

Сейчас "Тистлегорм" считается самым интересным затонувшим кораблем в Красном море и стал излюбленным объектом для дайверов со всего мира.

 

Север Красного моря был великолепен. Заключительный вечер в порту позволил вдоволь нагуляться по Хургаде.

На самом деле, красота удивительного подводного мира, которую многие наблюдают лишь с экранов телевизора, доступна абсолютно каждому. Дайвинг – это не опасный вид спорта, а необыкновенно интересный вид отдыха. Присоединяйтесь к нашей дайверской компании и вы увидите весь этот прекрасный мир своими глазами! Не нужно быть профессионалом, чтобы участвовать в дайв-сафари. Это доступно даже новичкам. Свидетельство тому – недавний отчет одной из участниц прошедшего сафари – Инны Демидченко.

 

Сафари было вот таким:

Если вы еще не погружаетесь – с «Коллекцией приключений» можно пройти бесплатное пробное погружение в бассейне, а для тех кто уже решительно настроен – доступны курсы от новичков до профессионалов. Присоединяйтесь! Всем желаю комфортных погружений и новых ярких путешествий!

 

Мария Маклакова,

 

специально для Alp.com.ua